"Страховка. Мнения и факты". П. Зак, С. Минделевич

Веревки, железки и прочие прибамбасы.
Аватара пользователя
Hippie
Сообщения: 1930
Зарегистрирован: 14 авг 2004, 21:20
Город: Москва
Контактная информация:

"Страховка. Мнения и факты". П. Зак, С. Минделевич

Сообщение Hippie » 21 дек 2005, 01:20

П.Зак, С. Минделевич
СТРАХОВКА: МНЕНИЯ И ФАКТЫ
Этот случай произошел в горах Памиро-Алая. С седловины перевала вниз вел длинный 60-градус-ный ледовый склон. Двигаться ре­шили по перилам. В месте пере­стежки на вторую веревку стояли двое, ожидая, пока внизу приго­товят очередную лоханку во льду. Один из них снял рюкзак и при­мостил его прямо на завернутый ледобур, к которому раньше кара­бином пристегнул и свою само­страховку (8-миллиметровый реп­шнур с узлом проводника на кон­це) и веревочную петлю, привязан­ную к лямкам рюкзака. Видимо, решив расширить лоханку, он по­просил товарища придержать рюк­зак, а сам вышел на передних зубьях кошек в сторону, на склон, несколько раз ударил ледорубом... Срыв произошел неожиданно: на­верху что-то загремело, напарник поднял голову, и почти одновре­менно рюкзак товарища вырвало из-под руки.
Что же произошло? Почему не сработала такая, казалось бы, на­дежная самостраховка?! На разборе аварии в маршрутной комиссии выдвигались различные версии, но все они противоречили установлен­ным фактам. Так, самостоятельно отстегнуться от крюка потерпев­ший не мог, поскольку там стоял рюкзак - сосед бы заметил. Крюк в целости остался на месте. И реп­шнур для самостраховки, и пояс с «беседкой», и петля от рюкзака у погибшего оказались в порядке.
Отсутствовал только треуголь­ный карабин, которым он пристеги­вал самостраховку к крюку. Найти его не удалось.
А ведь он где-то - на крюке, об­вязке или рюкзаке - должен был остаться, даже если турист вообще не пристегнулся, «цапанул» караби­ном мимо ушка крюка, или если защелка открылась (например, под давлением стоящего сверху груза)...
Можно предположить, что от рывка при срыве карабин разрушил­ся. Подобную версию члены комис­сии обсуждать не стали: откуда при падении на 1-1,5 м (длина само­страховки) такие усилия, чтобы разорвало стальной карабин?! Того же мнения (как выяснилось, весьма распространенного среди туристов и альпинистов) придерживались многие. И в выводах записали: «Причина несчастного случая не установлена».
Попробуем все же выявить ее, рассмотрев с точки зрения меха­ники процессы, происходящие при срыве восходителя. Для этого дос­таточно знания школьного курса физики.
Для упрощения рассуждений на­чнем со случая движения по отвес­ной стене (рис. 1),

Изображение

когда восходи­тель поднялся на высоту h над точкой А жесткого закрепления ве­ревки (там она или узлом прикреп­лена к крюку, или завязана вокруг скального выступа, или ее «намерт­во» - без протравливания - дер­жит напарник по связке). Тогда сорвавшийся совершит свободное падение на глубину h + l + Dl, где l-длина веревки, а Dl -ее удли­нение при рывке (весом веревки в дальнейшем пренебрегаем).
Очевидно, что работа по упругому (по закону Гука) растяжению ее равна изменению потенциальной энергии сорвавшегося (кинетичес­кая энергия у восходителя в мо­мент срыва и при зависании на страховке отсутствует, так как ско­рость нулевая). То есть

(1) 0,5 РDl = G (h + l + Dl),

где Р-сила натяжения веревки, G - вес человека.
Введем коэффициент падения, называемый в зарубежной литературе фактором рывка. Он опреде­ляет, сколько метров свободного падения по отвесу приходится на каждый метр выданной веревки:

(2) K=h + l / l

При выходе вверх с веревкой внатяг, т. е. при h = l, фактор рывка наибольший (К = 2). При падении же от уровня крюка, например на самостраховке, h = 0 и K = 1. Если срыв произошел при натянутой верх­ней страховке, то K = 0.
Упругие свойства веревки харак­теризует ее относительное удлине­ние ¦- удлинение каждого метра при срыве:¦ = Dl/l.
Подставив K и ¦ в формулу (1) и переписав ее относительно возникающих в веревке усилий, получим

(3) P= 2G (K+1) / f

Из соотношения видно, что уси­лие P зависит от веса восходителя (подобное всем очевидно), фактора рывка и упругости веревки. Чем больше этот фактор, тем сильнее рывок; чем больше упругость стра­ховки, тем усилие P меньше. Но (неожиданный для многих вывод) сила рывка, оказывается, не зависит от длины рабочего участка веревки и от глубины падения.
Как же так, ведь эти-то параметры и определяют фактор рывка! Пра­вильно. Но на величину K они влияют не впрямую - влияет их от­ношение. То есть фактор рывка и в том случае, когда восходитель под­нимается на всю длину 40-метровой веревки, и тогда, когда он срывает­ся только с 3 м (если напарник «намертво» зажимает страховку), одинаков. Значит, и сила рывка бу­дет одна и та же. Хотя в первом случае человек пролетает в свободном падении 80 м, а во втором - только 6 м, в 13 раз меньше!
Поясним сказанное следующими очевидными соображениями: чем больше высота падения, тем боль­ше и кинетическая энергия сорвав­шегося, но при этом соответственно (в той же пропорции) длиннее ве­ревка и больше ее способность поглотить энергию рывка. Эти два фактора взаимно компенсируются. Потому-то срыв при малой высоте падения так же опасен при жестком закреплении страховки, как и при большой: сила рывка одна и та же.
Механика упомянутых процессов изучена давно. Еще в 1948-1950 гг. были опубликованы подробные ра­боты Е. Казаковой по результатам исследований бригады ЦНИИ фи­зической культуры. В статье Б. Гарфа «Динамическая прочность аль­пинистской веревки» («Побежден­ные вершины», 1949, с. 345) одно­значно сказано: «В этом случае (т. е. при ее жестком закреплении - 3. М.)... усилие в веревке не зависит от высоты падения и является ис­ключительно функцией упругих свойств веревки».
Тем не менее еще распространено заблуждение о «безопасности» сры­вов на самостраховке или на зак­репленной короткой веревке (без протравливания).
Разумеется, реальному человеку, а не «предмету с весом G» совсем не все равно, с какой высоты падать (даже без учета психологического фактора). Чем высота больше, тем больше и скорость сорвавше­гося, тем сильнее удары о рельеф. Скорость падения не важна лишь при свободном падении, когда нет «контактов» с рельефом.
Вернемся к формуле (3). При про­хождении участка маршрута вос­ходители не в силах изменять упругость веревки (упругость уменьшается при намокании и замерзании веревки) и тем более свой вес. А вот влиять на фактор рывка они могут - изменяя свою высоту над точкой закрепления веревки. Например, при использовании од­ного промежуточного крюка (за­кладки, выступа) в точке В (рис. 2)
Изображение

формула для фактора рывка при­обретает такой вид:

K= ((h-b)+(l-b)) / l = (h+l-2b) / l

Сравнивая формулы (2) и (4), на­глядно видим, что в последнем случае фактор рывка существенно меньше. Скажем, если промежуточ­ный крюк вбит на половине высоты подъема (в - 0,5h), то фактор рывка вдвое меньше (К = 1).
Максимальные же усилия в верев­ке (при К - 2) равны


(4) P= 4G / f + 2G » 4G / f

(так как ¦ заведомо меньше 0,4, чле­ном 2G с точностью 10-20% можно пренебречь).
Таким образом, максимальная сила рывка также зависит только от веса сорвавшегося и упругости веревки.
Полученная формула показывает, что при срыве на жестко закреплен­ной веревке она останется целой, если ее динамическая прочность (разрывное усилие) больше усилия рывка P=4G/¦ (не учитывая ослаб­ления прочности веревки на местах ее перегибов и в узлах).
По нормам УИАА (Международ­ного союза альпинистов) на веревку при падении груза весом 80 кг сила рывка не должна превышать 1200 кг. Отсюда легко подсчитать, что ве­ревка должна иметь упругость (ди­намическое удлинение) не менее 27%. То есть каждый ее метр при «тяжелых» срывах должен растя­гиваться не менее чем до 127 см. А при длине рабочего участка ве­ревки, скажем, 20 м она должна удлиниться на 5,5 м!
В описанном происшествии срыв участника произошел из лоханки, его центр тяжести находился пра­ктически на уровне ледобурного крюка, в котором была закреплена самостраховка. В нашем случае h=0? K=1 и из формулы (3).


(5) P = 2G ( l + l ) / f


И опять видно, что в этом случае возникающие усилия не зависят от глубины падения, а определяются жесткостью веревки. Упал восходитель с полочки, где закреплена веревка, на всю ее длину (40 м) или только на 3 м (напарник успел зажать страховку) - сила рывка одинакова.
Но какова же его величина?
В течение 1977-1979 гг. в Приэльбрусье проводились сборы Спорт­комитета СССР по обеспечению безопасности в альпинизме. На них различное горное снаряжение испы­тывалось на специальных стендах, на элементах рельефа (ледниках, ска­лах) и во время восхождений по мар­шрутам всех категорий сложности. Здесь впервые в нашей стране осу­ществлялись динамические испыта­ния веревки по методике УИАА. При этом груз весом 80 кг (бетонный блок, камень или альпинист) падал с высоты 2,5 м (не так уж много) над жестко закрепленным караби­ном, через который пропускалась веревка (она тоже жестко закрепля­лась). То есть глубина падения (без учета упругого удлинения веревки) составляла 5 м, а фактор рывка - 2. Механическими и электронными динамометрами измерялись воз­никающие при испытаниях усилия. Оказалось, что из-за значительной жесткости отечественной основной веревки (диаметром 10 мм) они до­ходят до 2000 кг! Это гораздо больше норм УИАА и больше тре­бований технических условий на прочность такой веревки (1200 кг). То есть целость даже новой, сухой веревки при таких, казалось бы незначительных, срывах (всего 5 м падения, но ведь фактор рывка мак­симален!) не гарантируется. Этим и объясняются разрывы страховки при жестком ее закреплении.
Относительное удлинение верев­ки оказалось всего 16% вместо необ­ходимых 27%. При старении же жесткость ее - и, следовательно, усилия при срывах, возможность разрыва - увеличивается. Даже когда веревка лежит на складе и не используется. И если альпинисты, как правило, получают в лагерях «свежую» веревку, то туристы часто ходят с любой, какую смогут дос­тать. Испытания показали также, что прочность веревки после силь­ных рывков снижается. В ней, видимо, разрывается при этом часть волокон. Использовать снова такую страховку опасно!
Вернемся к аварии. Она произо­шла не на отвесе, а на 60-градус­ном ледовом склоне. Имеется ли в этом принципиальное отличие?
Нет. Необходимо лишь учиты­вать, что часть энергии падения затрачивается на трение о склон. В работах Е. Казаковой говорится, что коэффициент трения тела чело­века по льду равен 0,4. Там же вы­считано, что на ледовом склоне кру­тизной 60° трение поглощает 23% энергии падения - на столько же уменьшается и сила рывка.
На погибшем был комбинезон из синтетической ткани, значительно более «скользкий», чем штормовой костюм, коэффициенты трения которого определяла Е. Казакова. Следовательно, на трение ушло еще меньше энергии. Заметим, что очень «скользкие» костюмы из син­тетики уже способствовали не од­ному несчастному случаю в горах.
Подставим в формулу (5) извест­ные значения и, введя поправки на трение, затягивание узлов, эластич­ность обвязки и тела человека, по­лучим величину рывка 600-700 кг. Такие усилия 8-миллиметровый репшнур мог выдержать - он и ос­тался цел.
Остался на месте и крюк. И это понятно: по данным сборов Спорт­комитета СССР, ледобуры фак­тически самый надежный элемент страховочной цепи, значительно надежнее даже скальных крючьев. Ледобуры выдерживают усилия не менее 1500 кг! В то время как ледо­вый крюк старой конструкции дер­жит стойко не свыше 600 кг, он более подвержен опасности вытаивания и выкалывания вместе со слоистым натечным льдом.
Но карабин-то должен был выдержать какие-то 600-700 кг! Во время испытаний на сборах в Приэльбрусье у стальных бобовидных карабинов уже при 2100 кг (а такие нагрузки на них при срывах совсем не редкость) происходили раз­рушения защелки. И более 10 кара­бинов (около половины применяв­шихся при испытаниях) разру­шились при усилии рывка... менее 800 кг! Видимо, потому, что направ­ление усилий не совпало с большой осью карабина. А в поперечном направлении он выдерживает почти в три раза меньше!
Треугольные же карабины выходят из строя уже при нагрузке в продольном направлении 1200 кг - это крайне мало, и такие карабины, оказывается, применять для стра­ховки нельзя. Очевидно, что в по­перечном направлении «треуголь­ник» выдерживает еще меньше, чем бобовидный. У погибшего был именно такой...
Разрушение карабинов (рис. 3)

Изображение

при испытаниях происходило око­ло защелки, которая после этого получала возможность свободно выворачиваться наружу. Вероятно, так случилось и при рассматрива­емом срыве. И из карабина, сломав­шегося под нагрузкой, выскочил сначала крюк, а потом, во время падения по склону, из петель реп­шнуров вывалился и сам карабин... Потому-то и не сработала страховка, потому-то и не нашли карабин - найди его на протяженном склоне среди трещин...
Но как произошло, что рывок пришелся поперек карабина? Ведь они специально сконструированы так, чтобы под нагрузкой свободно поворачиваться в ее направлении... Одну из возможных причин демон­стрирует рис. 4.

Изображение

На нем отчетливо видна ситуация, образовавшаяся (самопроизвольно) во время трени­ровок в Подмосковье группы ту­ристов. Треугольный карабин за­цепился муфтой за ушко крюка и остался в таком положении. Рас­стегнуться он при срыве не может: защелка открывается внутрь, про­тив направления рывка. Но усилие последнего приходится на область защелки, где механическая проч­ность карабина незначительна.
Другая возможная причина - та, что потерпевший поставил на крюк рюкзак. Тот скрыл неправильное положение карабина и мог даже препятствовать повороту «тре­угольника» при рывке. Или, допус­тим, репшнур, привязанный к рюк­заку, попал под его дно, натянулся и повернул карабин боком...
Так что же, отказаться от кара­бинов? От треугольных на страхов­ке - да, тут нет сомнений. А всем другим надо обеспечивать возмож­ность свободного поворота при рывке, навешивать их не как по­пало, а с учетом его возможного направления, не допускать зацеп­ления за что-либо защелкой или муфтой.
Из сказанного также следует, что традиционное крепление веревки к обвязке карабином тоже не обес­печивает прочности более 700-800 кг - из-за его возможного попе­речного положения. Поэтому на крутых участках лучше непосред­ственно привязывать веревку к об­вязке. Кстати, УИАА давно такое рекомендует.
Туристы часто используют само­дельные страховочные пояса, ко­торые стягиваются карабином. Здесь ситуаций аналогична - при сры­ве усилие (и с весьма большой степенью вероятности) окажется направленным поперек карабина. Выдержит ли он? Думается, вмес­то такой «игры со смертью» лучше сделать надежную пряжку (как на «абалаковском» поясе) или хотя бы завязывать пояс отрезком основной веревки. (Подчёркнуто мной. БГС)
Знакомясь с отчетами по сборам, один из авторов обнаружил, что много раз находился буквально на волосок от гибели. Ведь он, как и большинство восходителей, в ка­честве самостраховки использовал репшнур диаметром 6 мм. Который, как показали испытания, имеет прочность при рывке менее 400 кг (даже новый, сухой)! То есть заве­домо меньше, чем усилия, возника­ющие при падении с отвеса только на 1 м даже при небольшом фак­торе рывка (скажем, равном 1). Здесь речь идет не об одинарном конце репшнура, а о петле, которая выдер­живает почти вдвое большие уси­лия (рис. 5).

Изображение

При испытаниях петля длиной 1. м из нового репшнура, один конец которой продевался в карабин без узла, разрывалась при падении жесткого груза весом 80 кг с высоты 1-2 м. Причем разрыв происходил по гладкой части, вне узла и карабинов.
Некоторые восходители завязы­вают «для прочности» узлы с обоих концов петли. В подобном случае, даже при всем старании, невозможно добиться одинаковой длины верево­чек, одинаковой нагрузки на них. По­этому при рывке нагружается и рвется сначала одна, а затем, через долю секунды, другая, что нагляд­но видно на осциллограмме усилий в такой страховке (рис. 6).

Изображение

Величина нагрузки сначала увеличивается - это репшнур растягивается, потом резкий спад - обрыв. Второй пик - процесс повторяется со второй ве­ревкой.
То же происходит и при исполь­зовании двойного репшнура, за­вязанного узлом хотя бы с одной стороны. Фактически получается, что подобная страховка, казалось бы вдвое более прочная, выдер­живает усилия почти такие же, как и одинарная.
Репшнур, как и основная веревка, портится при «тяжелых» срывах. На испытаниях, например, петля, успешно выдержавшая нагрузку, рвалась при повторном срыве - с той же высоты, при том же грузе. Так что самостраховку надо делать только из отрезков основной верев­ки, а не из репшнура (репшнур диаметром 8 мм выдерживает лишь усилия в 700-800 кг).
В заключение остановимся еще на одном опасном заблуждении: отождествлении усилия рывка с усилием, действующим на страхо­вочную точку - крюк c карабином. Если представить, что веревка при движении через карабин имеет не­значительное трение (т. е. уподо­бить его блоку), то усилие на ка­рабин и крюк может вдвое превы­сить силу рывка. Это ясно видно из схемы действующих сил на рис. 7.

Изображение

Испытания в реальных условиях показали, что фактически сила на­тяжения веревки на участке от ка­рабина до страхующего за счет трения примерно вдвое меньше усилия рывка. Таким образом, при рывке, например, в 2000 кг (что вполне реально при отсутствии протравливания) нагрузка на стра­ховочную точку доходит до 3000 кг! Никакой крюк этого не выдержит, да и не всякий карабин.
Поэтому при страховке совершен­но необходимо смягчение рывка пу­тем протравливания веревки страху­ющим или с помощью автомати­ческого энергопоглощающего уст­ройства.
Необходимость протравливания как будто общеизвестна. Однако на практике обычно на крик сорвав­шегося «держи!» страхующий ин­стинктивно «намертво» зажимает веревку...
Конечно, кардинальным реше­нием проблемы явился бы переход на веревку необходимой упругости или хотя бы применение автомати­ческих демпферов - таких, напри­мер, как подготавливаемые к вы­пуску Минлегпромом страховоч­ные петли, в которых энергия рывка гасится за счет последовательного разрыва простроченных складок капроновой тесьмы. Но это в буду­щем. Пока же можно использовать различные устройства наподобие известной шайбы Штихта, получив­шей широкое распространение в зарубежной практике горовосхождений. Не являясь автоматом, она все же облегчает и страховку, и обучение ей, стабилизируя условия трения при протравливании.
Мы обращаемся к инструкторам, от которых прежде всего зависит выработка у восходителей необ­ходимых навыков. Мало объяснить и показать правильный прием, надо довести его у ваших учеников до автоматизма. Ведь сколько уже гово­рили (Е.Казакова писала о вели­чинах рывка и о страховке еще 35 лет назад!), а веревку зажимают почти все...
ЛИТЕРАТУРА
Казакова Е. А. Теория и практика страховки в горах. В кн. «Побежденные верши­ны». М., Географгиз 1948; Страховка на Склонах. Там же, 1949; Техника страховки в го­рах. М., Профиздат, 1950.
X у б е р Г. Альпинизм се­годня. М., ФиС, 1980..

Guest

Сообщение Guest » 21 дек 2005, 14:12

Еще две статьи на эту тему.

форель

*

Сообщение форель » 21 дек 2005, 23:10

статья хорошая, но. кажется. в ней разьясняются вопросы
на уровне семидесятых- восьмидесятых годов.
Фактор рывка. проложение карабинов, тканые амортизаторы
с которыми царь Горох ходил :sm:

Для тех. кто никогда не интересовался этими вопросами, пойдет. :sm:

Аватара пользователя
baron
Модератор
Сообщения: 7853
Зарегистрирован: 08 апр 2005, 14:15
Город: Рязань

Сообщение baron » 22 дек 2005, 22:34

О, воин, службою живущий :!:
Читай устав на сон грядущий ,
А поутру, от сна восстав,
Читай опять -таки устав :!:

Аватара пользователя
Колыма
Сообщения: 5055
Зарегистрирован: 11 окт 2005, 12:58
Город: http://sky-worker.ru/
Контактная информация:

Сообщение Колыма » 23 дек 2005, 03:34

Прекрасные научные выкладки... но предположу, что пацан просто не пристегнулся, а на разборе расказали эту душещипательную историю... и она прокатила.

Tuk

Сообщение Tuk » 23 дек 2005, 19:06

Помню я эту статью. И тогда и сейчас смущает одно: треугольник не выдержал, а 8 мм реп - выдержал. Так не бывает. Единственное объяснение, кажущееся мне разумным - карабин был не замуфтован, а поставленный сверху рюкзак развернул его так, что усилие пришлось на язычок поперек плоскости карабина. Тогда получается.
Впрочем, помню и еще одну статью относительно испытаний треугольных карабинов. Там указывалось. что некоторые экземпляры, особо разболтанные, разрушались под нагрузкой 200-300 кГ, в то время как другие ержали свыше 3 тонн. Не помню только где она была эта статья. Моя литература осталась в Харькове. Летом съезжу - попробую найти.
Вообще-то, правильно сделанный треугольник - очень неплохая вещь. У меня в работе пара 67 года выпуска - без нареканий. Дельта при некорректном приложении усилия ничуть не лучше, а алюминию я и вовсе не особо доверяю.


Вернуться в «Снаряжение»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 131 гость