alex45 писал(а):
Вопрос первый: А что случилось с крестом на соборе?( в подробностях)
Вопрос второй: А почему?
Вопрос третий: А как бы ты сделал?
Соединение креста с конструкцией купола фланцевое. Ценрт тяжести креста изза особенности конструкции располагался приблизительно в 3-4м. от основания.
1) После многочисленных попыток попадания, крест был поставлен на фланец купола, однако с большим отклонением от вертикали. Вертолет сместившись на 2-3 м от вертикальной оси креста немедленно стал снижаться. Глубина просадки составила примерно 6-8м. при длине тросовой подвески 10м.(если не ошибаюсь) дойдя до нижней точки своей просадки вертолет стал резко набирать высоту. Почти одновременно с началом просадки вертолета, крест начал медленно заваливаться на южную сторону собора, натяжение троса произошло когда крест находился практичев горизонткльном положенииВысота креста была не менее 6м. В момент натяжения троса рым болт не выдержал динамического удара(вертикальная скорость внертолета+скорость падения креста х массу креста) и сломался, трос полетел вертикально в верх и не долетел до лопастей несущего винта только благодаря веревке(ПРИМ1), которая была закреплена на тросе (другой ее конец в момент падения отазался зажатой крестом). Далее основание креста разрушило ограждение монтажной площадки(ПРИМ2) ... ну и все что назывлось крестом рухнуло на кровлю Южной части собора а от туда на крыльцо.
2)Как таковой подготовки не было проведено. Приемный ловитель был изготовлен накануне и мог сработать только в случае установки краном, для вертолетных работ он не годился совершенно.(вообще сложилось такое впечатление, что технология устновки была воплощена человеком знакомым с крановым монтажом, но о монтаже вертолетом этот человек понятия не имел никакого), монтажная площадка не только не была подготовлена,но и была опасна для монтажников из-за перил обвязаных веревкой в незамкнутое кольцо(один сегмент не был обвязан) При подобних работах нобходимо отказаться от перил, а монтажник на самостараховке имел возможность спрыгнуть уходя от груза в нештатной ситуации. Квалификация пилота(предидущий монтаж подобной сложности КВС выполнял несколько лет(5) назад) была сомнительной.
Особо надо отметить стечение счастливых обстоятельств блягодаря которым НИКТО не погиб.
Спасение вертолета:
примечание 1. Веревка(она длжна была выполнить роль самостраховки во время демонтажа троса подвески после установки креста) была привязана к замкам тросау вершины креста, а второй сбухтованный конец веревки был зафиксирован в конструкции основания креста. В то момент когда замок подвески вместе с рымболтом полетел в несущий винт вертолета, бухта оказалась зажатой между основанием креста и фланцем купола. Когда крест свалился с основания бухта освободиласб и повиска на тросу( не будь этой веревки, вертолет остался бы без лопастей, и в одном случае упал рядом с собором на толпу зрилей, или в другом случае на монтажную площадку с монтажниками, а затем на толпу зрителей.
Спасение монтажников:
прим2: вокруг 6-ти гранной площадки были установлены деревянные перила. для усиления их обвязали основной веревкой... НО!!!!! ОДИН СЕКТОР не был обвязан. и именно в этот сектор упало основание креста... если бы веревочное кольцо было замкнуто, то вся монтажная бригада оказалась БЫ зажатой между веревкой и подкрестным барабаном...
ну и далее .причины:
Правильно изготовленный ловитель должен выводит груз в проектное положение прим. за 20-50см до соприкосновения фланцев.(т.е. крепежные отверстия длны находитьс яв сооности уже в полуметре от опорного фланца+ в данной ситуации он дожен был частично поддерживать крест в вериткальном положении. короче ловитель долженыть похож на ракету) здесь же был изготовлен простой конус.
Рыболт был самодельным(!!!!)- на стальной штырь ввернутый в верхушку конструкцим креста приварили проволоку и т.к. рядом находились позолоченные поверхности, то во время сварки штырь поливали водой(закаливая штырь)
На земле крест был закреплен на временном стапеле 3-4 болтами. При этом болты были вставлены шляпкой в верх - в данном случае этого делать было нельзя- болты необходимо устанавливать шляпкой вниз.
Во время подъема монтажники не успели выдернуть болт и крест пришел на монтажнуй площпдку с болтом в крепежном отверстии(где его и заклинило, а крест встал на фланец с большим отклонением от вертикали что и послужило прчиной падения креста, однако если бы вертолет не совершил просадку, его бы подхватили и оттраспортировали бы на землю.
Что необходимо сделать в процессе подготовки:
3.А) неоходимо разработать инструкцию проведения работ, в которой описываются все действия по подготовке (форма и р-ры ловителя, схема строповки груза, описание технических требований к узлам крепления(рымболт),схема раразвески оттяжек и их длина, порядок действий наземной и монтажной бригад вплоть до того кто и когда должен пукнуть, и кто, когда и где должен понюхать) на основании этой инструкции необходимо (с соотвествии со СНиПами) разработать ППР Причем у конторы проектировщика должна быть соответствующая лицензия.
б)Вывесив краном груз предназначенный к монтажу взвесить его, а затем провести контрольную сборку для испытания ловителя на совмещение с устанавливаемой конструкциией , а так же на прочность(попытаться сломать ловитель в различных(обязательно агрессивных и быстрых режимах)а то очень грустно было когда у нас ловитель во время монтажа сплющился...
Осноная причина была в том, что подрядчик пошел на поводу у Заказкика, который требовал поставить крест срочно и во что-бы то нистало.... вертолетчики узнали о монтаже за 3-4 дня, монтажники за сутки....
Монтажники в этом не виноваты... ребята почти все из компакта, и за плечами у них не один монтаж... еслиб они отказались выполнять то наняли б других... более амбициозных и менее опытных.
Ответственность за падение креста(имхо) лежит на летчиках... у них дл сих пор в штате нет человека занимающегося технологией монтажа. вот собснно и все. Основная причина возникших предпосылок приведших к аварии - самоуверенность Заказчика.
alex45 удовлетворил????