apachik писал(а):vgr писал(а):Виа феррата - другая опера, там трос - лишь направляющая- тролллей, не воспринимающая нагрузку от рывка..
это как вообще понимать? если ус к тросу вертикальному тросу крепится, то трос как раз и воспринимает нагрузку
Да каким образом в via ferrata трос нагрузку воспринимает-то???
Как
vgr чуть выше писал, трос там - всего лишь направляющая, вдоль которой лезет свободным лазанием или свободно падает человек, пристрахованый к этому тросу скользящим карабином на усе (разрывном амортизаторе). При срыве перформер свободно летит вдоль троса, карабин свободно скользит по тросу, пока не упирается в нижнюю точку крепления троса. Вся энергия падения гасится исключительно усом и разрывным амортизатором, трос тут никаким боком. Трением скольжения карабина по тросу можно смело принебречь, если оно вообще было.
В случае via ferrata перформер свободно падает вдоль троса те самые пять метров от точки до точки крепления плюс длина уса, а энергию падения рассеивает только короткий ус. Высота падения многократно превосходит длину уса (фактор падения больше двух), отсюда и такие бешеные нагрузки, требующие спецкарабинов и разрывных амортизаторов.
Фактор рывка - соотношение высоты падения к длине верёвки, оное падение амортизирующей. Чисто геометрическое соотношение.
Возникающие при падении
нагрузки зависят уже от степени растяжения верёвки. Мягенькая динамика - хорошо амортизирует, статика - плохо, стальной трос - совсем плохо, всё равно что на бетон с такой же высоты грохнуться.
Смешивать
фактор рывка и
возникающие нагрузки не стоит, это
разные вещи.